Портрет Анастасии Врубель (1877–1932), в замужестве Нёмитц, сестры художника, был написан им в 1894 году. Весной этого года Врубель сопровождал Сергея, старшего сына Саввы Мамонтова, в Италию на лечение. Путешественники жили неподалеку от Генуи. Возвращались они в Россию пароходом по морю через Неаполь, Бриндизи, Пирей, Афины и Константинополь. Прибыв в Одессу, Врубель задержался здесь, чтобы навестить семью отца и пробыл в городе до середины мая. 19 апреля 1894 года Александр Михайлович, отец художника, писал его сестре Анне: «Миша … гостит у нас со среды … Приехал он сюда на пароходе «Лазарев», вместе с молодым Сергеем Мамонтовым в 7 часов утра… Время проводим больше дома, и в своей компании… Миша привез с собой около 20 разных видов, им самим написанных во время последнего путешествия. Некоторые из них очень хороши. Кроме того, Миша написал у нас портрет-фантазию Насти».
Самая младшая, сводная сестра Врубеля, Настя, посещала занятия в Одесской рисовальной школе и очень любила лепить. Художник с большой симпатией создает образ семнадцатилетней девушки, обладавшей живым умом и решительным, волевым характером. За год до этого он написал декоративные панно
«Суд Париса» (1893) на сюжет античного мифа. Его воображение было наполнено античными мифами и связанными с ними сюжетами, которые и нашли отражение в портрете. Фантазию Врубеля подпитывало и недавнее путешествие, запечатленное им в этюдах, на которых изображены старинные итальянские порты, греческие “Пропилеи” в Афинах. Колористически портрет выдержан в той же коричневато-оливковой гамме, что и “Суд Париса”. У потомков Анастасии существует семейная легенда, что поначалу Врубель написал портрет сестры с обнаженными плечами, как в фигуре Венеры в средней части триптиха. Родители запротестовали и художник вынужден был “сменить” внешний вид модели.
Портретируемая позирует в легком платье с накинутой воздушной шелковой шалью, украшенной геометрическим орнаментом. На голове – высокая прическа по греческой моде, перехваченная лентами. Графически точно очерчен профиль лица, линия тонкой длинной шеи на фоне стены. В целом, в произведении предстает нежный, изящный и одновременно трогательный образ юной особы, возникший волею фантазии гениального художника. Портрет долго хранился в семье потомков Анастасии и в 2004 году был приобретен Третьяковской галереей при финансовой поддержке Анатолия Новикова