На портрете лицо старой, изможденной женщины. Художница выразительно зафиксировала взгляд, который с характерным для авторов этого жанра напряженным вниманием устремлен в зеркало. Помимо обычного в автопортретах зоркого вглядывания в нем ясно читается ужас. Перед нами изможденное голодом, холодом, постоянной тревогой лицо блокадницы. Мария Эндер умерла в Ленинграде в 1942 году. Художнице не понадобилась акварель, которой она обычно писала яркие, энергичные натюрморты, пейзажи, портреты.
Простой графитный карандаш уверенно обозначил брови, как траурной рамкой очертил четкой линией лицо. Более легкими штрихами она намечает и страшную впалость щек, и еще не утраченные пышные волосы, и одежду с галстуком − излюбленной деталью 1930-х годов. Внимательно обозначает рисовальщица повисшую кожу подбородка и форму губ маленького рта, как будто пытающегося что-то высказать.
В семье художников Эндеров только Мария писала портреты и автопортреты. В собрании Третьяковской галереи помимо этого хранятся еще два ее акварельных автопортрета. На них, написанных в 1930-е годы, изображена молодая цветущая женщина, уверенная в себе, полная сил. Последний, предсмертный автопортрет − суровый документ безмерного страдания.