В 1918 году в Петрограде Михаил Матюшин собрал вокруг себя группу последователей и учеников, ядро которой составляли братья и сестры Эндер: Борис, Юрий, Мария и Ксения. Группа получила название «Мастерская пространственного реализма», в 1923 году измененное на «Зорвед» (зрение+ведание). Художники группы осуществляли на практике возникшую у Матюшина еще в начале 1910-х годов теорию расширенных возможностей восприятия.
Деревня Мартышкино возле Ораниенбаума была одним из любимых мест Матюшина, он часто проводил там лето, там же был похоронен. Туда приезжали на этюды и его ученики. Николай Костров вспоминал: «Мартышкино ‒ поэтичное место со светлым взморьем, с соснами на берегу, с ухоженным и урожайным огородом ‒ грядами лука и капусты».
В занятиях с Матюшиным ученики отрабатывали введенный им принцип «расширенного смотрения», предполагавший не только расширение угла зрения до 360°, но и умение художника видеть внутреннюю суть явлений природы, глубинные процессы непрерывного взаимодействия формы и цвета ее элементов. Матюшин ставил перед учениками задачу сохранить свежесть первого зрительного впечатления, но при этом использовать периферическое зрение, позволяющее охватить пейзаж шире, чем позволяет фронтальное видение.
«Надо понять и общее движение лесных крон справа и слева, как всей толщи над землей, отмечая разницу в их цвете, форме и освещении на всем протяжении. <…> Если стоишь на широком поле, то прежде всего надо посмотреть кругом на поверхность земли и заметить цвет в общности всей формы», ‒ писал он.
Следуя этим рекомендациям, Мария Эндер как будто фиксирует мгновенное первое впечатление. Написанный акварельными размывками, пейзаж лишен предметных деталей, его отдельные элементы слиты в цельный образ. Первостепенная задача для художницы – стремление уловить цветовые ритмы перетекания форм друг в друга, свечение цвета, его изменяемость.