В 1918 году в Петрограде Михаил Матюшин собрал вокруг себя группу последователей и учеников, ядро которой составляли братья и сестры Эндер: Борис, Юрий, Мария и Ксения. Группа получила название «Мастерская пространственного реализма», в 1923 году измененное на «Зорвед» (зрение+ведание). Художники группы осуществляли на практике возникшую у Матюшина еще в начале 1910-х годов теорию расширенных возможностей восприятия. Принцип «расширенного смотрения», введенный Матюшиным, предполагал не только расширение угла зрения до 360°, но и умение художника видеть внутреннюю суть явлений природы, глубинные процессы непрерывного взаимодействия формы и цвета ее элементов. В 1920-е годы изучению этих проблем была посвящена работа группы Матюшина в возглавляемом им Отделе органической культуры Гинхука.
Сочетая дарования художника и музыканта (в 1882‒1913 он был первой скрипкой Императорского оркестра), Матюшин создал уникальную цветомузыкальную теорию, основанную на поиске и попытке передачи цветового выражения звука.
Вместе с учениками Матюшин устраивал абстрактные театральные постановки, где исполнялась экспериментальная музыка. Мария Эндер играла на рояле, Борис – на виолончели, Ксения и Матюшин на скрипках, Юрий на альте. Об одной из таких постановок он вспоминал: «Все картины сопровождались музыкой – импровизацией на рояле, скрипке и других инструментах, исполнявшейся мной и моими учениками. Были использованы различные звучания от гудения длинной струны, протянутой через всю комнату, до верхних звуков скрипки, остро прозрачные стеклянные звуки, сыплющиеся, шершавые звучания, глухие звуки веревочных инструментов по контрасту к глубокому пению виолончели и т.п.». Этим разнообразным звукам ученики художника старались найти цветовые соответствия, соединяя визуализацию отдельных звуковых колебаний с общей композицией, передающей сложносочиненную музыкальную фразу. Именно такую цветовую конструкцию и создает Мария Эндер, фиксируя острые, резкие и плавные звуки, нарастание и затухание звука, аккорды и обертоны, сцепление звуков.