Знакомство Марии Эндер с Михаилом Матюшином состоялось в 1916 году; с этого момента она стала его ученицей, занимаясь с ним живописью и музыкой. В 1918‒1922 годах Эндер училась в Петроградских государственных свободных мастерских (бывшей Академии художеств) в мастерской пространственного реализма, которую вел Матюшин. В 1923–1926 она работала научным сотрудником Отдела органической культуры в Гинхуке, заведовала отделением использования периферического восприятия цветоформы. Работала в лаборатории зрения, слуха, осязания по исследованию цветоформы в пространстве. В 1928 году Мария Эндер возглавила лабораторию по цвету при Научно-исследовательском кабинете, созданном архитектором А. Никольским в Ленинградском институте гражданских инженеров.
Мария Эндер была правой рукой Михаила Матюшина, помогала ему в составлении теоретического труда «Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» и написала к нему предисловие, записывала под диктовку его автобиографию, вела под его руководством собственные исследования по процессам восприятия. Ее статьи «Цвет и цветовое сочетание», «Пространство и форма», «Культура статического и динамического цвета» развивали матюшинскую теорию и намечали возможности ее практического применения ‒ цветового оформления архитектуры, которое стало одним из актуальных направлений деятельности ряда ленинградских художников в конце 1920-х годов.
Работая над автопортретом, Мария Эндер не отступала от общих принципов матюшинской школы ‒ системы цветовых соотношений, применяемых учениками художника. Располагая лилово-синий рядом с оранжевым, зеленый с розовым, усиливая звучание голубого расположенным рядом желтым, резко высвечивая одну сторону лица, она решала, по сути, те же задачи цветовых интервалов, тональных контрастов, что и в пейзажах и в композициях, фиксировавших восприятие звуков.