Эндер Мария (1897-1942)
Окно
Начало 1920-х
Размер - 22,5 x 37,5
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - РС-15266
Дар Г.Д. Костаки. 1977
Так же, как ее братья Борис и Юрий и сестра Ксения, Мария Владимировна Эндер становилась художником под мощным воздействием Михаила Матюшина. Эндеры были самыми верными учениками и последователями этого проповедника «органической культуры». В 1918−1922 годах она занималась в его «Мастерской пространственного реализма» в петроградских Государственных свободных художественных мастерских; в 1923−1926 годах в Гинхуке заведовала отделением периферического восприятия цветоформы. Мария Эндер с интересом занималась теоретическими проблемами.
Она была талантливым и темпераментным художником-живописцем. С удовольствием работала маслом и звучными цветами акварельных красок. Мария Эндер увлеченно писала в Одессе морские пейзажи, дававшие ей возможность формировать на листе широкими цветными плоскостями зрелище, увиденное в природе. Художница обращала внимание на редкие атмосферные эффекты: зеленую радугу, необычные синие тени. Как исследователь школы Матюшина, она создала несколько работ на тему «фиксации звука», пыталась в зрительном образе запечатлеть слуховое восприятие.
Сохранился ряд акварельных работ Марии Эндер с изображением окна. Она варьирует этот мотив от простого очерка силуэта оконного переплета до сложного сочетания изображения рамы и пейзажа за окном. На приведенном здесь рисунке художницу не волнует, что в увлечении цветовыми контрастами и живописным эффектом она пренебрегла точной фиксацией четких очертаний оконной рамы. На небольшом акварельном листе перед нами убедительное воплощение наполненного солнечным светом воздуха. Интенсивность освещения подчеркнута цветовыми контрастами лилового и оранжевого цветов, оттененных яркими вкраплениями голубых и зеленых фрагментов. При всей условности изображения мы отчетливо ощущаем тепло и свет летнего дня.