Эль Лисицкий (1890 - 1941)
Футболист. Иллюстрация к повести И.Г.Эренбурга "Витрион"
1922
Размер - 33 x 24,2
Материал - картон
Техника - графитный карандаш, гуашь, лак, наклейка (журнальная репродукция), тушь, чертежные инструменты
Инвентарный номер - РС-1942
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
В августе 1922 года в берлинском издательстве «Геликон» вышла книга И. Эренбурга «Шесть повестей о легких концах» с обложкой и шестью иллюстрациями Лисицкого. «Шесть повестей», сразу ставшие библиографической редкостью, запрещенные Главлитом для ввоза в Советскую Россию и только частично переизданные в 1925 году, а затем полностью лишь в 2001 году в России, никогда не входили в собрания сочинений Эренбурга. Первым рассказом сборника был «Витрион», посвященный русскому конструктивизму.
Сюжетная коллизия «Витриона» основывается на истории «художника-конструктора» Белова, создавшего некоего конструктивистского «гомункулоса» по имени Витрион. Исходя из содержания рассказа, Витрион расшифровывается как анаграмма латинского выражения «in vitro» – «из пробирки», «искусственный».
Все шесть иллюстраций Лисицкого были выполнены в разном стиле, в соответствии с содержанием каждой повести. В «Футболисте» он применил метод коллажа, накладывая вырезанную фигуру футболиста на композицию проуна. Конструктивистская беспредметная композиция в качестве фона была своего рода метафорой искусства авангарда, о котором шла речь в повести. Однако, именно этот рисунок в издание не вошел и был заменен Лисицким на другой, задуманный им как фронтиспис, но гораздо больше соответствовавший сюжету «Витриона» (рисунок включал условное изображение Татлина, явный намек на которого содержался в этой повести).