Эль Лисицкий (1890-1941)
Эскиз обложки журнала «Wendingen»
1922
Размер - 15 x 23
Материал - калька
Техника - графитный карандаш, гуашь, тушь
Инвентарный номер - РС-1944
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
В конце 1921 года Лисицкий уехал в Германию ─ это решение было продиктовано многими обстоятельствами, но надо полагать, что творческие амбиции были в числе его главных слагаемых. Переезд открыл перед ним новые перспективы: интеграцию проунов в общеевропейский художественный процесс, сближение с ведущими мастерами европейского авангарда, выставки как возможность представить свои новации западным единомышленникам и продавать работы, издательские мощности, позволившие осуществить типографские проекты, задуманные еще в Витебске, публикации статей. В Германии Лисицкий приступил к осуществлению своих масштабных планов в течение первых же месяцев и очень быстро сделался влиятельной фигурой интернационального авангарда.
Весной 1922 года Лисицкий принял участие в подготовке очередного выпуска «Wendingen» ‒ голландского журнала, посвященного архитектуре и искусству. Ему было заказано оформление обложки номера, посвященного творчеству американского архитектора и дизайнера Фрэнка Ллойда Райта.
Четыре эскиза Лисицкого из коллекции Третьяковской галереи демонстрируют «лабораторную» фазу его работы. Положив в основу композиции «петлю», Лисицкий экспериментирует с расположением текста заголовка и конструкции из геометрических форм. Вписывая в композицию произвольный набор букв, он использует традиционный прием создания книжного макета: на первом этапе эскизов место текста просто обозначается любыми буквами. Горизонтальный вытянутый формат в этих эскизах не случаен: Лисицкий продумывал композицию обложки как единое целое, ‒ ее правая часть была лицевой, а левая задней стороной обложки.
Хотя номер журнала был обозначен как 1921 vol. 4 № 11 (Ноябрь), но подготовка номера началась весной 1922 года. Журнал вышел в октябре 1922 года с вариантом обложки, наиболее близким по композиции к РС-1943.
По мотивам эскизов обложки журнала «Wendingen» Лисицкий создал живописный проун (местонахождение неизвестно).

другие работы автора