Эль Лисицкий (1890 - 1941)
Иллюстрации к роману И.Эренбурга «Падение Парижа». 1940. (И.Эренбург. Падение Парижа. Магадан. 1942). Рисунки в издание не вошли. Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата
1940
Размер - 32,1 x 29,3
Материал - бумага
Техника - перо, тушь
Инвентарный номер - РС-1847
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
Роман «Падение Парижа», посвященный предистории и истории оккупации Парижа, Илья Эренбург начал писать в сентябре 1940 года. Роман состоял из трех частей: первая была посвящена победе партии Народного фронта в 1936 году и политике невмешательства в гражданскую войну в Испании; вторая – расколу партии в 1938 году и Мюнхенскому соглашению с Гитлером; третья ‒ 1939–1940 годам войны и поражению Франции. Фрагменты романа печатались в журналах без иллюстраций в конце 1940 ‒ весной 1941 года. С изданием книги были сложности: первая часть подверглась существенной цензуре, вторую часть печатать запретили. Полноценная книга вышла в Магадане в 1942 году с иллюстрациями другого художника.
Замысел Лисицкого проиллюстрировать роман был вполне закономерным. Он был давно знаком с Эренбургом, в 1922 году в Берлине они вместе выпустили три номера журнала «Вещь», тогда же Лисицкий иллюстрировал «Шесть повестей о легких концах», а в 1933 году оформил книжку-альбом фотографий Эренбурга «Мой Париж», сделав ее обложку и фотомонтаж. Можно предположить, что он был одним из первых читателей романа «Падение Парижа».
Однако, именно сложностями в продвижении книги в печать можно объяснить так и несостоявшееся сотрудничество Эренбурга и Лисицкого. Иллюстраций Лисицкого совсем немного, и они относятся только к первой и второй частям, ‒ это явно только начало незаконченной работы.
Легкие, прозрачные, изящные, реалистические рисунки как будто выполнены рукой другого художника, не имеющего отношения к Лисицкому как одному из прославленных мастеров международного авангарда, автору проунов, виртуозному стилизатору еврейского лубка в конце 1910-х ‒ начале 1920-х годов и автору ставших классикой конструктивистской типографики экспериментов. Действительно, в 1930-х годах стиль Лисицкого радикально изменился: государственная установка на уничтожение авангарда и реалистическое искусство в качестве генеральной линии затронула многих художников, принудив их к компромиссу с запросами государства.
В иллюстрациях к роману Эренбурга этот компромисс не так очевиден, как в оформлении официозных изданий и плакатов, которым занимался в это время Лисицкий. В этих набросках он словно возвращается к самым истокам своего творчества ‒ к навыкам архитектурной графики, полученным еще на архитектурном факультете Дармштадского политехнического института, стилистике городских пейзажей Витебска, Смоленска, Равенны и Пизы 1910-х годов.