Эль Лисицкий (1890-1941)
Стенд «Нефть». Эскиз макета
1941
Размер - 37,5 x 27,2
Материал - калька
Техника - графитный карандаш, цветные карандаши
Инвентарный номер - АРХ ГР-3603
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
Осенью 1940 года Лисицкий получил заказ на оформление советского павильона на Международной выставке торговли в Белграде. До весны 1941 года он работал над этим проектом, создавая эскизы стендов и декоративных элементов и руководя бригадой художников, выполнявших его задания. Художник В. Лазурский, работавший в этой бригаде, вспоминал: «Лисицкий появился на верхнем этаже Торговой палаты, где мы работали, в сопровождении своей жены. Оба они были невысоки ростом, черноглазы, очень вежливы и очень скромно одеты. Лисицкий попросил разрешения посмотреть наши работы. Смотрел с явным интересом, но не высказывал никаких суждений. Это было даже несколько странно. Я не знал еще в то время, что в этом выражалось уважение к чужой работе и что совсем не обязательно высказывать свое мнение, когда тебя о нем не спрашивают. <…> Когда проект белградской выставки был готов и нас познакомили с предполагаемым распределением работ, стало ясно, почему Лисицкий так много времени уделил разговорам с отдельными исполнителями. Он старался понять, кто чем живет и каков диапазон наших возможностей. И для каждого нашлось задание по вкусу и по плечу».
К тому моменту туберкулез, которым Лисицкий страдал с молодости, сильно обострился, однако художник продолжал работать. Жена Лисицкого Софи Кюпперс тоже оставила воспоминания о работе над белградской выставкой: «Мой бедный больной муж почти задыхался, тем не менее, он сам поехал в торговое представительство, чтобы на месте проследить за тем, как осуществляются его замыслы». К апрелю все экспонаты и оформление были готовы; отправка в Белград была назначена на 6 апреля 1941 года. Однако утром 6 апреля стало известно о нападении немецкой авиации на Белград.
Груз так и не был отправлен. После войны Лазурский пытался разыскать хоть какие-нибудь следы несостоявшейся выставки. Но, как написал он в воспоминаниях: «Не сохранилось решительно ничего, даже фотографий». Единственным свидетельством работы над этой выставкой осталась серия эскизов Лисицкого, хранящаяся в Третьяковской галерее.

другие работы автора