Эль Лисицкий (1890-1941)
Проун для журнала «Мерц» (Merz)
1923
Размер - 17,9 x 10,8
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, гуашь, тушь
Инвентарный номер - АРХ ГР-3559
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
На этом листе Лисицкий разместил эскизы-наброски к двум разным и совершенно независимым друг от друга произведениям. Центральное изображение ‒ собственно, сам проун ‒ послужило эскизом для большей по размеру и тщательно выполненной гуаши, хранящейся в Музее Буш Райзингер (Кэмбридж, Массачусетс).
В углу листа Лисицкий сделал карандашную надпись «Merz Programm» ‒ набросок части шрифтового оформления листовки-программы дневного представления в кабаре Вольтер, устроенного журналом «Мерц» («Merz») в 1923 г. Проун на рисунке из Третьяковской галереи вряд ли имел отношение к этой надписи. Ее нет в окончательном варианте композиции из музея Буш Райзингер, и в свою очередь, в типографском оттиске самой листовки, хранящемся в МоМа (Нью-Йорк), отсутствует изображение проуна. Но шрифтовая конструкция из пересекающихся слов Merz Programm была использована в листовке именно так, как ее набросал Лисицкий.
Цюрихское «Кабаре Вольтер» было местом рождения дадаизма и артистическим клубом, где собирались художники авангарда; в нем проходили выставки, литературные вечера, концерты и представления. Журнал «Merz» издавал близкий к дадаизму ганноверский художник и поэт Курт Швиттерс, хорошо знакомый с Лисицким. На представлении, указанном в программе-листовке, Швиттерс читал свою поэму «Анна Блюм».

другие работы автора