Эль Лисицкий (1890-1941)
Деталь оформления стены
1923
Размер - 34,3 x 47,3
Материал - бумага
Техника - графитный карандаш, тушь, цветные карандаши
Инвентарный номер - АРХ ГР-3601
Приобретено у С.Х.Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию художественных выставок и панорам. 1959
В мае 1923 года на Большой Берлинской выставке Лисицкий получил в свое распоряжение небольшое помещение, где смонтировал инсталляцию «Пространство проунов» («Prounenraum»). Название несло в себе двойной смысл: пластические приемы построения пространства в проунах использовались для их размещения в демонстрационном зале.
Вместо самих проунов экспонировались увеличенные модели, выполненные из фанеры, которые не просто располагались по стенам (также был задействован потолок), но организовали пространство помещения, задавали зрителю направление и темп осмотра. В проекте была предусмотрена даже остановка перед выходом у черного квадрата на полу; нехватка средств не позволила осуществить эту часть проекта.
В коллекции Третьяковской галереи находятся эскизы оформления «Пространства проунов». По наброску развертки пространства была сделана литография для Папки проунов (Кеstnегmарре), выполненной по заказу Общества Кестнера в 1923 г. Также в эту папку входила литография, воспроизводившая часть композиции одной из стен.
В статье, поясняющей эту инсталляцию, Лисицкий писал: «Выставку обходят по кругу. Поэтому пространство следует организовывать так, чтобы побуждать его к обходу. <…> Я показал здесь оси моего формирования пространства. Я хочу здесь дать принципы, которые считаю необходимыми для основополагающей организации пространства. В этом уже заданном пространстве я пробую эти принципы показать наглядно, принимая во внимание тот факт, что речь идет о выставочном пространстве, и для меня, следовательно, о демонстрационном пространстве. <…> Равновесие, которого я хочу достичь, должно быть подвижным и элементарным, таким, чтобы оно не могло быть нарушено телефоном или предметом конторской мебели». Ремарка о возможности существования в этом интерьере телефона и мебели подчеркивала функциональность проекта, его претензию на универсальность метода.
«Пространство проунов» стало первым экспериментом Лисицкого по организации выставочного пространства как пластического синтеза экспонатов и помещения; в дальнейшем этот прием стал основополагающим в его дизайне выставок.

другие работы автора