Эль Лисицкий (1890-1941)
Проект экспозиции полиграфических работ Эль Лисицкого
1923
Размер - 21,5 x 29,1
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш, цветная тушь, черная тушь
Инвентарный номер - РС-1908
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника (Новосибирск), через Дирекцию выставок и панорам. 1959
В августе 1923 года Лисицкий писал издателю журнала «Broom»: «Осенью меня опять пригласили сделать специальный зал на Берлинской выставке. Я сделаю зал типо-литографии». Подобное предложение получили еще три художника ‒ Хузцар, Буххольц и Баумайстер. По мнению устроителей Большой Берлинской выставки все четверо были серьезными мастерами современного искусства, способными представить его наиболее актуальные достижения. Несколькими месяцами ранее Лисицкий уже имел опыт подобной демонстрации своего творчества: на предыдущей Берлинской выставке он создал свой знаменитый зал-инсталляцию ‒ «Пространство проунов», где вместо самих проунов экспонировались их увеличенные модели, выполненные из фанеры.
Для самопрезентации на осенней выставке Лисицкий выбрал свою полиграфическую деятельность, которая была для него не менее существенна.
Судя по надписям на рисунке Лисицкий собирался выставить типографские работы 1922–1923 гг.: журнал «Вещь», три номера которого он оформил в 1922 году, книжку «Супрематический сказ про 2 квадрата», задуманную еще в Витебске и изданную в Берлине, книжку В.Маяковского «Для голоса», папку литографированных проунов (так называемую «Папку Кестнера»), литографию с изображением фигуры-марионетки «Новый» из папки Figurinen и саму папку (проект оформления оперы «Победа над солнцем»), и оформленные им журналы «G».
Этот проект так и не был осуществлен. Однако эскиз вполне раскрывает суть замысла Лисицкого, намеревавшегося не просто экспонировать свои работы традиционным способом развески или помещения в витрины, но задумавшего экспозицию как архитектурно-дизайнерский ансамбль.

другие работы автора