Купреянов Николай (1894-1933)
Сомы
1930
Размер - 61,5 x 46
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - Инв.15402
Поступило от Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства ("Всекохудожник"). 1934
В 1930–1932 годах была развернута широкая кампания творческих командировок художников на крупнейшие индустриальные объекты страны для изображения и прославления трудовых подвигов. В рамках этой государственной программы Николай Купреянов побывал на рыболовных и нефтяных промыслах на Каспийском море. Результатом поездки стали графические серии, посвященные работе рыбаков и рыбколхозов и нефтяным разработкам в Баку. Исполняя государственный заказ, Николай Купреянов в этих сериях сумел преподнести производственную тематику, не утрачивая присущего ему артистизма и изысканности графической манеры.
В акварельную серию «Рыбные промыслы Каспия» входят жанровые композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, путевые дневники-зарисовки; сюжетами и героями стали рыболовецкие суда, рыбаки с сетями, рабочие заготовительного цеха.
В целом ряде листов серии главным предметом интереса художника становятся рыбы. Увлеченный этим изобразительным мотивом, Купреянов делал многочисленные натурные штудии добытых рыбаками судаков, сазанов, сомов. В письмах из командировки он писал: «Я весь в рыбе – от одежды, к которой пристала чешуя, до помыслов и снов. Ночью мне снятся букеты из рыбы. Гора свежей рыбы похожа на букет из цветов». В работе «Сомы» автор виртуозно передает переливы оттенков розового и синего в цвете только что вытащенных из воды рыб. Однако увлечение цветом не меняет его приоритетов ‒ линия, контур по-прежнему остаются основой его художественного языка. Эскизная легкость контуров усиливает выразительность рисунков.
Циклы акварелей 1930–1932-х годов о рыбных и нефтяных промыслах и о буднях Балтфлота стали последними в творчестве мастера. В них он вплотную приблизился к живописи, привнеся в свою графическую манеру сложные колористические решения.