Получив от Малевича задание разработать объемную концепцию супрематизма, в конце 1919 года Лисицкий изобрел новую художественную систему, которая по его замыслу могла бы служить основой архитектуры будущего; в ней соединялись законы конструктивного построения объемной формы с идеей геометрической плоскости. В конце лета ‒ начале осени 1920 года направление получило название
Проун (Проект утверждения нового).
Если поначалу Лисицкий был еще несколько скован
супрематизмом как изначальной задачей, то по мере развития своей идеи он все дальше уходил от этого диктата, устраняя супрематическую составляющую. Его композиции оперировали уже совсем иными принципами взаимодействия форм в пространстве ─ основными приемами проунов стали динамическое равновесие, многомерность, оптические эффекты соединения разных перспективных построений.
В «Проуне вращения» исследуется вращение отдельных компонентов внутри композиции; каждому объекту заданы индивидуальные оси вращения, каждая форма находится в динамическом состоянии. «Вращая проун, мы ввинчиваем себя в пространство. <…> Приведя проун во вращение, мы стали между умноженными осями проекций», ‒ писал Лисицкий.
Рисунок из коллекции Третьяковской галереи является эскизом к живописному проуну, зафиксированному на фотографии экспозиции группы Уновис в Инхуке в декабре 1921 года в Москве (местонахождение неизвестно).