В конце 1919 года Лисицкий изобрел новую художественную систему, которая по его замыслу могла бы служить основой архитектуры будущего; в ней соединялись законы конструктивного построения объемной формы с идеей геометрической плоскости. В конце лета ‒ начале осени 1920 года направление получило название
Проун (Проект утверждения нового). До этого момента произведениям, созданным в рамках этой художественной системы, Лисицкий давал названия, как бы раскрывающие их пластический замысел.
Композиция «Вираж. Энергийные плоскости» была многократно повторена в разных техниках: существовал живописный вариант (картина запечатлена на фотографии витебской мастерской Лисицкого; ее местонахождение неизвестно), 2 рисунка гуашью (в собрании Третьяковской галереи и в альманахе «Уновис №1»), а также литографии (работа входила в литографированную «Папку проунов» под названием «Проун 1»). С момента изобретения термина «проун» Лисицкий отказался от «поясняющих» названий и переименовал многие прежние работы; также Лисицкий создал литографию, соединяющую на одном листе четыре «Проуна 1» в разных ракурсах.
В «Проуне 1» («Вираж. Энергийные плоскости»), как и во многих других ранних проунах, Лисицкий разрабатывал отдельные базовые постулаты, еще не сведенные в единство пластической системы. Авторская надпись на обороте рисунка из Третьяковской галереи детализирует пластическую задачу («Вираж / энергийные плоскости несут комплексы»): плоскости как средоточие энергии несут на себе комплексы сооружений, паря в беспредельном пространстве. В альманахе «Уновис №1» рисунок иллюстрирует статью Лисицкого «Супрематизм миростроительства»; пояснительная надпись к нему включена в текст статьи: «И в гуле этого рушащегося мира мы на своей последней станции супрематического пути взорвали старую картину как существо с подошвой и теменем и сделали ее саму миром, плывущим в пространстве, мы вынесли ее и зрителя за пределы земли, и чтобы ее всю постигнуть, он должен повернуть ее и себя вокруг ее оси как планету».