В 1844–1846 годах Федотов исполнил сепией восемь жанровых композиций. Он называл их эскизами, предполагая написать живописные полотна. Одна картина, «Свежий кавалер», сюжетно повторяющая сепию, была осуществлена. В 1850 году она и семь сепий экспонировались в Москве. Тогда же в журнале «Москвитянин» были опубликованы описания работ, составленные самим художником.
«Фиделька решительно околела. Хозяйка с этого горя сама опасно занемогла, уже в постели. Созван консилиум докторов, на котором военному доктору русаку, за смелость иметь мнение, городовые практики, немцы, изъявляют негодование. Только доктору помоложе не до консилиума: он глядит на молоденькую горничную, которая курит благовониями вокруг уже не совсем свежей Фидельки. Какие-то дамы пришли навестить больную, по которой соскучились и питомцы ее: Розки и Адельки; и у одра больной стоят на задних лапках, завидуя участи Мими, которая одна удостоилась лежать у сердца своей патронессы. Муж молча грозит им подсвечником. У дверей лакей несет докторам бумагу и перья, ему сует в руку что-то бородатый гробовщик, чтоб тот не замедлил дать знать в тот же миг, если хозяйка скончается. Художники позваны увековечить память Фидельки. Живописец явно льстит на портрете. Сын хозяйский, увидевши папку архитектора, конечно полез в ней рыться».
Федотов изобразил себя в образе живописца, в ветхом одеянии, с продранными локтями, рисующим идеализированный портрет Фидельки. Он присутствует как участник и очевидец события, что придает всей сцене большую достоверность и убедительность.
Сепия является продолжением композиции
«Кончина Фидельки».