Жанровая композиция относится к последним годам жизни Федотова. В этот период в творчестве художника происходят резкие изменения в характере замыслов и манере их воплощения. Под влиянием различных жизненных обстоятельств, в том числе и личных, его живописные и графические работы приобретают драматическую окраску.
Федотов исполнил два варианта рисунка «Домашний вор». Первоначальный, неоконченный, находится в собрании Русского музея. Казалось бы, сюжет не отличается от многих прежних работ художника. В проеме раскрытой двери видны сидящие за столом игроки. В первой комнате проигравшийся муж пытается украсть драгоценности жены. Он уже выдвинул ящик комода, но в этот момент привлеченная шумом жена, босая, в ночной сорочке, хватает его за руку.
Художник отказывается от сатирической трактовки сюжета. В тесном полутемном пространстве перед зрителем разыгрывается семейная трагедия. Красноречивой деталью в рисунок входит изображение детской лошадки на переднем плане. Напряжение создается неровным освещением тесного и душного пространства комнаты. Главную роль играет уже не линия, контур, а штриховка. Ее стремительный нервный ритм нагнетает чувство беспокойства и тревоги. Экспрессия рисунка захватывает зрителя и пробуждает в нем эмоциональный отклик.
В поздних работах Федотова появляются новые художественные критерии, которые окажут влияние на дальнейшее развитие жанровой живописи в русском искусстве.