Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Гибель дружины Игоря и бедствия, которые несут на Русь половцы, – тема небольшой гравюры на полях с фигурой плачущей девушки, стоящей на коленях на фоне пожарища. Подготовительный рисунок для гравюры выполнен автором совместно с М.В. Фаворской, дочерью художника.
В качестве пары к этой гравюре выступает миниатюра
«Плачущие жены».
Интересно, что композиционный мотив женщин, оплакивающих поражение русского войска, отражается и в композиции титула книги.
Чувство пространства для Фаворского – это и чувство меры, художественный такт. В этом смысле «Слово» – идеальное произведение. Фаворский отчетливо понимает, что отношения изображаемого объекта и пространства менялось в разные эпохи, влияя на форму искусства и его содержание. Поэтому мастер избегает в своей работе прямой стилизации, но убедительно передает возвышенный стиль древнего памятника.