Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Небольшая гравюра с тремя фигурами «жен русских», как и парная ей
«Дева», повествуют о последствиях поражения княжеской дружины от половцев: «Игорева храброго полка не воскресить».
Три фигуры варьируют одно и то же движение плакальщицы: «Уже нам своих милых-любимых ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать, а золота и серебра совсем не подержать».
Мотив плакальщиц в изображении Фаворского приобретает убедительное национальное воплощение. Его задача – понять живые законы искусства, открыть их в классическом наследии прошлого, а затем реализовывать в собственном искусстве, постоянно обновляя его форму.