Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Маленькая гравюра на полях с изображением княжеской дружины – пример монументального звучания графики Фаворского. Парой к этой гравюре служит поэтичная композиция «Меч, щит, стяг, копья, колчан с луком и стрелами» на соседней странице. Художник комментирует этими гравюрами призыв киевского князя Святослава: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую».
Жанровое разнообразие гравюр – от развернутых батальных сцен до условной аллегории – полностью отвечает поэтике «Слова».
Историческая убедительность, достоверность деталей, характеризующих ту или иную эпоху, всегда занимавшие Фаворского, не отменяли для него главной задачи – формирования пространства конкретного художественного целого.