Фаворский Владимир (1886-1964)
Волк, лебеди и сокол
1950
Размер - 10,2 x 6,9
Материал - бумага
Техника - цветная ксилография
Инвентарный номер - ГРС-6905
Приобретено ГКГ СССР. 1984
Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Современная книга по Фаворскому – пример «художественно организованной вещи», искусства, которое, «понимая жизнь, врывалось бы в жизнь и проникало ее всю». Поэтому одной из задач оформления «Слова» было воскрешение образной глубины литературы и искусства Древней Руси.
Небольшая гравюра на полях с изображением волка, сокола и лебедей с редкой силой выражает эпический характер великого памятника. У древнерусского автора князь Игорь «вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком. И побежал к излучине Донца, и полетел соколом под облаками». Парой для этой композиции служит гравюра «Игорь и Овлур» на соседней странице, а перед ними и сразу после них поставлены поэтичные большие гравюры-развороты «Плач Ярославны» и «Разговор Игоря с Донцом».
Таким образом, возвышенная образность «Слова» находит в искусстве Фаворского достойное пластическое воплощение.