Имя Николая Андронова прочно связано с явлением, которое в отечественном искусстве принято называть «суровым стилем». В эпоху «оттепели» работы Андронова вызывали открытую полемику и публичную критику в прессе, благодаря чему имя молодого художника широко прославилось. Позднее Андронов стал известен и своими монументальными проектами, которые он выполнял в соавторстве с супругой Н.А. Егоршиной, художниками А.В. Васнецовым и В.Б. Элькониным. Среди наиболее известных работ – кафе «Печора», мозаика на фасаде кинотеатра «Октябрь» и в издательстве «Известия». Наряду с монументальным искусством Николай Андронов никогда не прекращал заниматься станковой живописью и графикой, где он имел возможность обращаться к более широкому кругу проблем, писал деревенские интерьеры и жанровые сцены, создал целую галерею автопортретов и активно работал в жанре пейзажа.
Представленная картина относится к зрелому периоду творчества Андронова и передает основные черты его авторского стиля. На полотне изображен фрагмент типичного для России пейзажа, увиденный через небольшое окно деревенского дома. Такой пейзаж был привычен для Андронова – московского живописца, который с начала 1960-х открыл для себя сдержанную красоту Вологодской земли. Посетив однажды северные места близ Ферапонтова Белозерского монастыря, Андронов был пленен этой землей и стал регулярно приезжать в деревню Усково, расположенную неподалеку от знаменитой обители.
«Окно на озеро» написано Андроновым с натуры, но этот образ русской деревни увиден глазами художника ХХ века. Его замысел воплощается не в сюжете, а в композиционном и колористическом решении картины. Оконная рама становится своеобразным порталом, через который раскрывается сконструированное художником пространство. Традиционный оконный переплет делит пейзаж на фрагменты, каждый из которых решен в своем колористическом и пространственном ключе. Вид на озеро несколько раз преграждается покосившимся забором и крышами соседних изб, а само озеро представлено лишь небольшой частью целого. Так обнажается сложность композиционного приема, найденного художником, и рождается многосоставная ритмическая система пространственных планов, которую в дальнейшем Андронов использовал в своих монументальных и крупноформатных живописных произведениях.
За многие годы, проведенные в Ферапонтове, Андронов написал большое количество пейзажей. Отдельное место среди них занимают «окна», постепенно сложившиеся в большой цикл. Окно у Андронова стало символом объединения пространств: внешнего и внутреннего, рукотворного и природного, земного и духовного.