Андронов Николай (1929-1998)
Письмо на фронт – письмо с фронта
1980
Размер - 150 x 115
Материал - холст на оргалите
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-7207
Дар В.И. Некрасова, Москва. 2018
Представленная картина относится к зрелому периоду творчества Николая Андронова, видного художника эпохи «оттепели», одного из основоположников «сурового стиля». Андронов стал широко известен в первую очередь своими монументальными проектами в Москве, среди которых кафе «Печора» (совместно с Н.А. Егоршиной), мозаика на фасаде кинотеатра «Октябрь» и в издательстве «Известия», реализованные совместно с художниками А.В. Васнецовым и В.Б. Элькониным. На протяжении всего творческого пути наряду с монументальным искусством Николай Андронов продолжал заниматься станковой живописью и графикой, обращался к жанру пейзажа, писал деревенские интерьеры с жанровыми сценами, создавал целые галереи портретов и автопортретов.
Полотно Андронова «Письмо на фронт – письмо с фронта» вызывает в памяти одно из самых известных послевоенных произведений на эту тему – представленное в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи «Письмо с фронта» А.И. Лактионова. Диалог с хрестоматийным полотном возникает уже в названии. Но если Лактионов показывает зрителю только один эпизод – получение письма с фронта, то Андронов разворачивает сюжет во времени, показывая фронтовую переписку.
Произведение задумано как оригинальный диптих: внутри двух пластически независимых пространств изображены сцены получения письма, вероятно, происходящие на большом расстоянии друг от друга и в разное время. Эффект двухчастности подчеркивается авторским оформлением в лаконичную деревянную раму и разделением левой и правой частей картины, на которых разворачиваются разные сцены, деревянной планкой. Картина в полной мере передает авторский стиль, которому свойственно внимание к тону и сдержанный колорит. В то же время она несет и некоторые черты монументальных проектов Андронова, среди которых прием соотнесения многих пространств. Возникает своеобразная игра, построенная на делении композиционных сегментов, каждый из которых оказывается фрагментом отдельной сцены. Так художник создает авторскую трактовку действительности, основанную на сопряжении ближних и дальних планов в рамках одного полотна.
Эпистолярная тема часто встречается в мировой и отечественной живописи. Особое значение сюжет получения весточки с фронта приобрел во время Великой Отечественной войны, когда фронтовые треугольники были единственной хрупкой нитью, связывающей родных людей – воюющих и оставшихся в тылу. В годы войны Николай Андронов был подростком, в 1941-м уехал из Москвы на родину матери в небольшое село на реке Сура, а вернувшись в 1943-м, поступил в Московскую среднюю художественную школу. Очевидно, ситуация фронтовой переписки была лично ему знакома, а переживания тех лет сохранили свою актуальность на многие годы.