Представленное произведение относится к раннему периоду творчества Николая Андронова, яркого шестидесятника и одного из представителей «сурового стиля». Вместе со своей супругой Натальей Егоршиной, изображенной на полотне, Андронов входил в известную «Девятку» («Группу девяти») – неофициальное объединение московских художников, названное по количеству участников первой выставки. Творчество «Девятки» отмечено поиском нового пластического языка в изобразительном искусстве и обращением к живописной традиции мастеров «Бубнового валета», произведения которых долгое время не были доступны публике. «В мастерской» – яркий пример такого диалога художника с отечественным искусством первой половины ХХ века.
Эта картина – редкий пример обращения художника «сурового стиля» к жанру детского портрета. На полотне «В мастерской» Андронов пишет свою семью: молодую Наталью Егоршину, талантливого живописца и соавтора в создании ряда монументальных произведений, и их двухлетнюю дочь Машу, которая в будущем продолжит семейную традицию и тоже станет художником. Вероятно, на выбор профессии Маши повлияла и врожденная художественная одаренность, и детство, проведенное в постоянном общении с искусством. Николай Андронов изображает привычный эпизод из жизни собственной семьи. Он смотрит на своих моделей не только как талантливый молодой живописец, но и как любящий муж и отец. Поза матери – контрапост – вызывает ассоциации с шедеврами классического искусства. Наталья Алексеевна будет часто появляться на работах мужа, и каждый из ее образов проникнут особым чувством любви и восхищения. Самый известный из них – бесстрашная девушка на знаменитом полотне «Плотогоны» (1960, Третьяковская галерея). Маленькая Маша стоит рядом с матерью. Она с интересом смотрит прямо на зрителя, руки сжаты в кулачки. Андронов тонко отмечает настроение момента и передает характеры своих родных: волевой у Егоршиной и озорной у дочери Маши.
Работы конца 1950-х в творчестве Николая Андронова отмечены обращением к открытому цвету, они написаны энергичной кистью, наполнены экспрессией и радостным ощущением жизни. Эта палитра в 1960-х изменится, и художник будет отдавать предпочтение приглушенным цветам, а значение тона в его зрелых работах приобретет решающее значение.