Андронов Николай (1929-1998)
Родной край. Над озером
1982
Размер - 191 x 233
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7364
Поступило из собрания Союза художников СССР. 2019
Николай Андронов принадлежит к числу ключевых фигур поколения, которое выдвинулось на рубеже 1950 - 1960-х годов и сыграло большую роль в обновлении советского искусства. Автор знакового полотна «Плотогоны» (1960-1961), крупных и новаторских монументальных работ, один из лидеров московского художественного сообщества, Н. Андронов обрел свою духовную родину в Вологодской области, в окрестностях Кириллова и Солигалича, в селе Ферапонтово, где он смог приобщится к подлинному бытию и многовековым традициям народа. Здесь художник получил новые импульсы для творчества, обретя новые сюжеты и мотивы. Здесь он совершенствовал технологию мастерства и много работал с естественными пигментами, нередко примешивая ферапонтовские земли в масло, темперу, акварель и гуашь, придавая материальную и символическую достоверность рождавшейся форме.
«Родной край. Над озером» стоит особняком среди довольно скромных по размеру работ ферапонтовского цикла, выделяясь своим крупным форматом и программным характером. Не будучи традиционным пейзажистом Н. Андронов неожиданно проявляет тяготение к поэтическому созерцанию и внутренней сосредоточенности, отказываясь от развернутой повествовательности и драматургической интриги. Создавая широкую пейзажную панораму, он использует характерный прием и высоко поднимает линию горизонта. Оставив для изображения неба лишь узкую полоску, Н. Андронов словно пишет портрет земли – спускающийся к воде бугор и притулившиеся внизу избы, стога сена и пасущихся лошадей, озеро, отражающее перламутровые переливы небес, и поросший лесом дальний берег - извечные, постоянные проявления бытия человека и природы, где присутствуют и отметины цивилизации – деревянные столбы линии электропередач.
Пейзаж Н. Андронова – не фрагмент природы, не запечатленное мгновение, а целостный организм, модель мира, где все компоненты согласованы и взаимодействуют. Чувство космизма, масштабности способствует монументализации изображения, которая проявляется в формате полотна, выраженной конструктивности композиции, упрощении и обобщении форм, отказе от детализации. Пейзаж отмечен тонким живописным воплощением, когда художник использует звучные цветовые пятна и сложные красочные смеси, наполненные авторской энергетикой, рождающей на холсте мазки разной формы и фактуры, плоскости и линии, вертикали, горизонтали и диагонали, контрасты света и тени, многочисленные оттенки единой гармоничной гаммы.
Обращаясь к привычному, традиционному сюжету, Н. Андронов при помощи новой живописной пластики создает одновременно подлинный, историчный и современный образ России. Наполняющее андроновский пейзаж углубленное созерцание обращается к сущностным проблемам бытия, объединяет внешний и внутренний мир, становится высшей формой эстетического и философского постижения его, осмысляется как важнейшая составляющая национального менталитета.