Николай Андронов принадлежит к числу ключевых фигур поколения, которое выдвинулось на рубеже 1950–1960-х годов и сыграло большую роль в обновлении советского искусства. Автор знакового полотна «Плотогоны» (1960–1961, Государственная Третьяковская галерея), значительных новаторских монументальных работ, один из лидеров московского художественного сообщества, Н. Андронов подолгу жил и работал на Вологодчине – в окрестностях Кириллова и в селе Ферапонтово, а также в Солигаличе Костромской области. В этих местах он приобщился к подлинному бытию и многовековым традициям народа. Здесь художник получил новые импульсы для творчества, сюжеты и мотивы. Здесь он совершенствовал технологию мастерства и экспериментировал с естественными пигментами, нередко примешивая ферапонтовские земли в масло, темперу, акварель и гуашь.
«Вечернее озеро» относится к группе ферапонтовских пейзажей Андронова, которые тяготеют к созерцательности и внутренней сосредоточенности, художник в них отказывается от развернутой повествовательности и драматургической интонации. Стремясь создать широкую пейзажную панораму, он использует характерный прием – высоко поднимает линию горизонта. Оставив для изображения неба лишь узкую полоску, Андронов пишет словно портрет земли – спускающийся к воде бугор и притулившиеся внизу избы, дощатые заборы и скворечник на высоком шесте, озеро, отражающее перламутровые переливы небес, и поросший лесом дальний берег.
Пейзаж отмечен тонкими живописными качествами: художник использует звучные цветовые пятна, сложные красочные смеси, многочисленные оттенки единой гармоничной гаммы, воплощающей тональные отношения вечернего освещения. Упрощая и обобщая форму, отказываясь от детализации, Николай Андронов монументализирует изображение и создает на холсте сложное пространство, в центре которого земля и леса Ферапонтова.