Попков Виктор (1932-1974)
Двое
1966
Размер - 150 x 201
Материал - холст
Техника - темпера
Инвентарный номер - ЖС-784
Поступило от МК СССР, приобретено у автора. 1968
«Двое» – одна из самых известных картин Виктора Попкова. Как емкое воплощение образа и стиля эпохи, в 1967 году картина была отмечена почетным дипломом Пятой молодежной выставки «Биеннале де Пари» во Франции, а для следующих поколений она стала одним из эталонов живописи шестидесятых.
В мировом искусстве послевоенной поры наметилась тенденция обращения к повседневности, в итальянском кинематографе получившая название «неореализм», во французской традиции – «новая волна». Уходила в прошлое острота переживаний ужасов войны, жизнь входила в обычное русло, и в творчестве многих художников, поэтов, кинематографистов образы простых людей становились главным объектом изучения. Кино как наиболее массовый и доступный вид искусства стало проводником и новой тематики, и новой эстетики, повлиявшей на другие области творчества. Не случайно в искусстве отечественных художников, среди которых были Г.М. Коржев, Г.А. Никич-Криличевский, В.Е. Попков, заметно влияние кинематографа.
Картина «Двое» напоминает остановленный кадр из кинофильма. По воспоминаниям современников, произведение написано художником после просмотра итальянского фильма «Нищий». Колористическое и композиционное решение было найдено Попковым не сразу. Сохранилось множество этюдов и набросков, отражающих ход работы над пространством и компоновкой фигур в нем. Персонажи то сближаются, то отдаляются друг от друга, иногда на горизонте появляется город, порой над героями парит птица. Итогом этих размышлений над простым, на первый взгляд, сюжетом стало предельно лаконичное, поэтому столь выразительное произведение, наполненное обостренно личным переживанием момента. На сложном зеленом фоне изображены две фигуры, мужчина и женщина. Будучи вместе, они принадлежат разным регистрам картины, живут как бы по отдельности друг от друга. Каждый существует в индивидуальном колористическом пространстве. Окруженные своим цветовым ореолом как капсулой, они замкнуты, непроницаемы друг для друга, погружены в собственные переживания. Ситуацию разъединения подчеркивают позы героев, напоминающие разомкнутые объятья.
Середина 1960-х в творчестве Виктора Попкова была отмечена активным обращением к бытовому жанру, а взаимоотношения людей и эпизоды из их обыденной жизни стали для художника одной из центральных тем. Значительные по форме и наполненные глубоким содержанием произведения «Семья Болотовых», «Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)», «Двое» складываются в целый цикл, преобразивший представление об актуальной для художников тематике и всколыхнувший новый интерес к бытовому жанру.