На пейзаже Виктора Попкова свет заходящего солнца мягко освещает стоящий на берегу озера одинокий деревенский дом с крутой крышей. Низкие тяжелые свинцовые облака плывут над Кенозером и зелеными холмами. Яркий, мажорный по звучанию образ отразил светлое, радостное мироощущение художника, восхищенного величием природы Русского Севера.
Впервые красота Кенозерья открылась Попкову в 1972 году, когда он вместе с другими художниками совершил творческую поездку на Русский Север в деревню Зехнова. Это древнее уникальное поселение раскинулось на мелководном заливе – Озерке, соединенном с Кенозером узкой протокой. Здесь художник плодотворно работал, исполнив множество карандашных набросков и акварелей, некоторые из них послужили подготовительным материалом для создания картин. Так, по результатам этой поездки была написана картина
«Северная часовня» (1972) – удивительный образ, по-новому раскрывающий духовные искания современников художника.
Творчески переосмыслив важнейшие завоевания реалистического искусства в передаче живой природы, Виктор Попков внес в пейзаж свое неповторимое видение. В акварели «На Кенозере» художник обобщает и фиксирует только все самое характерное, стремится к четкости форм, к драматически напряженным цветовым созвучиям, передающим суровую красоту Русского Севера.