Попков Виктор (1932-1974)
Под абажуром
1966-1969
Размер - 29,4 x 41
Материал - бумага
Техника - черный карандаш
Инвентарный номер - РС-12110
Поступило из ВХПО через ЗК ГТГ. 1989
На рисунке Виктор Попков изобразил в интерьере московской квартиры мать, Степаниду Ивановну, и свою молодую жену, известную художницу Клару Ивановну Калинычеву. Большой абажур с кистями, круглый стол, накрытый для чаепития скатертью, ровный, льющийся из приоткрытого окна свет привносят в жанровую сценку беседующих женщин умиротворение и уют.
В эти годы Попков с большим вдохновением работал над прославившими его картинами, вошедшими в цикл «Мезенские вдовы» (1966–1968). Они созданы по результатам поездок на Русский Север, где художник нашел одну из главных тем своего творчества. На них изображены одинокие старые женщины, потерявшие во время Великой Отечественной войны мужей и сыновей. Эта тема была близка художнику, отец которого погиб на фронте в 36 лет, и Степанида Ивановна одна воспитывала и растила троих детей. Образ матери в рисунке «Под абажуром» – простой деревенской женщины в традиционном платочке, выразительно дополняют опущенные на колени огрубевшие от тяжелой работы руки. В ее фигуре ощущается собранность, спокойствие и жизненная сила, позволившая стойко преодолеть все страдания и тяжести вдовьей судьбы. Молодая женщина, подперев голову рукой, внимательно слушает рассказ свекрови.
Жанровую сценку характеризуют достоверность и задушевность. В рисунке «Под абажуром» опоэтизированы простые человеческие ценности: основательность жизненного уклада, наполненная теплом семейная жизнь. Осмысление судьбы человека вылилось в емкий образ, символизирующий любовь и сострадание.