В рисунке Виктор Попков изобразил старушку и юношу в часовне Иоанна Богослова в деревне Зехнова на Кенозере. Чудом сохранившаяся деревянная часовня была возведена в конце XVIII века на склоне высокого холма Буй-гора, возвышающегося в самом центре этого древнего и отдаленного поселения Русского Севера. Фигуры молодого человека с блокнотом в руках, любующегося росписями, и пожилой женщины изображены снизу вверх, отчего складывается ощущение, что они как бы парят под куполом часовни. Усиление светотеневых и цветовых нюансов наделяет рисунок мощно и торжественно звучащей высокой мажорной нотой. Попков наносит чистые цвета отдельными плотными динамичными штрихами, создающими впечатление светозарности древней фрески.
Впервые красота Русского Севера открылась Попкову в 1966 году, когда он вместе с другими художниками совершил творческую поездку на Мезень, заезжая по пути в окрестные деревни. В 1972 году он приехал на этюды в деревню Зехнову и был потрясен красотой Кенозерья с его озерами, реками, могучими лесами и уникальными памятниками материальной и духовной культуры. Здесь художник исполнил множество карандашных набросков и акварелей, некоторые из них послужили материалом для создания картин.
Пастель «В соборе» является одним из таких подготовительных рисунков к картине
«Северная часовня» (1972), в которой художнику удалось по-новому раскрыть духовные искания современников. По словам самого мастера, он хотел выразить нечто «неясное, духовное неосязаемое».