Андреев Николай (1882-1947)
Уборка сена
1930
Размер - 21,5 x 28,2
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-1010
Фотография «Уборка сена» входит в цикл работ Николая Платоновича Андреева, посвященных русскому крестьянству. На фотографии запечатлены фигуры в поле. Персонажи отвернуты от зрителя и погружены в работу. Отсутствие деталей акцентирует их движения. Тяжелое грозовое небо и динамизм всей композиции придают ей напряженное состояние. Пейзажи Андреева психологичны и созвучны настроениям и чувствам человека. Фотографу было мало зафиксировать природу в статичном положении, он искал диссонансы, и эти поиски часто находили выражение в изображении воды, воздуха и света. Работы, посвященные разным состояниям небосвода, восхищали современников.
Начиная с 1920-х годов художника увлекала тема крестьянского труда. Для участия в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году в Париже Николай Андреев отбирал именно специфически «русские» сюжеты: сельские пейзажи и жанровые сцены крестьянского быта. Провинция и быт обитателей деревень служили источником вдохновения лишь для немногих советских художников (по крайней мере, на выставке такие примеры практически отсутствовали). Работы Андреева сильно выделялись как среди общей экспозиции, так и в фотографическом разделе. Мало кого из его коллег по цеху в той же степени привлекала крестьянская тематика. Выставленные в здании Grand Palais работы художника были высоко оценены. Николай Платонович Андреев был награжден золотой медалью, о чем свидетельствует прилагавшийся к ней диплом, сохранившийся до наших дней.
Безотносительно к году создания фотография не демонстрирует достижения современности. Пониженная детализация и пикториальная оптика позволяют поместить кадр в контекст любой предшествующей эпохи и в то же время сохранить актуальность. Фотография «Уборка сена», как и многие работы крестьянского цикла Андреева, отмечена тревогой и безысходностью; возможно, их мрачность обусловлена отношением фотографа к происходившим в деревне событиям. Несмотря на драматизм этих образов, подобный этнографический ракурс приветствовался даже советской критикой. Журнал «Советское фото», враждебно относившийся к авторам старой школы, высоко оценивал эти композиции Андреева, так как они представляли собой «образец художественного мастерства на советские бытовые сюжеты».