Андреев Николай (1882-1947)
Портрет Николая Осипова
1929
Размер - 32,2 x 25,1
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-1016
Договор пожертвования № 39 от 29.07.2019 от С.Н. Андреева
К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – лик эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную – эти работы он не продавал никогда. Однако систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
Художественные портреты Андреева отличаются глубоким пониманием характера модели. В 1927 году в журнале «Фотограф» вышла заметка фотографа Александра Алексеевича Иванова-Терентьева (1875 – после 1935) о деятельности Николая Платоновича. Автор статьи утверждал, что в портретной съемке он проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах» (Фотограф. 1927. № 7–8. С. 240). Помимо этого, несомненным достоинством Андреева было признано высокое качество произведений, как с технической, так и с композиционной стороны. Это демонстрирует портрет Николая Осипова, который в 1920-е годы работал директором Серпуховского историко-художественного и краеведческого музея. Размытый фокус, мягкая оптика, отсутствие деталей и чистый фон делают акцент на личности портретируемого. Для создания каждой работы Андреев использовал все возможности техники, ретуши, тонировок, дорисовок, раскрашивания и процарапывания, а также химических способов воздействия на изображение.
Представители пикториализма, расцвет которого пришелся на рубеж XIX–XX веков, стремились преодолеть воспроизводимость фотографии и разными способами придавали каждой отдельной работе качества оригинала. Своими действиями они словно отрицали главные особенности фотографии как медиа и приближали ее к живописи и графике. Несмотря на то что пик художественной активности Николая Андреева пришелся на 1920-е годы, время излета пикториальной фотографии на международной сцене, художнику удалось убедительно воплотить эту концепцию в своих произведениях.