К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – лик эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную – такие работы он не продавал никогда. Однако систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
Его лучшие работы – пейзажи, жанровые сцены и портреты – были созданы в 1920-е годы. Менее чем за десятилетие Андреев прошел путь поиска своей темы, совершенствования авторской оптики и печати и стал признанным мастером среди профессиональных фотографов. В портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах».
Портреты Андреева отличались особым психологизмом. Однако фотографировать других – более простая задача, нежели сделать собственное изображение: из-за отсутствия живого общения, непосредственного взаимодействия модели и фотографа. В «Автопортрете» 1927 года Николай Платонович избегает зрительного контакта, его взгляд направлен в нижний левый угол, акцентируя направление света.
В живописном автопортрете художник может в определенной степени отделиться от себя в изображении, создавая свой образ как законченное произведение искусства и окрашивая его нужными для саморепрезентации эмоциями. В случае с фотографией художник оказывается один на один с бездушной камерой. Невозможность «отражения себя в другом» приводит его к решению иных задач. Андреев на фотографии в некотором роде прячется, замещая собственную личность вопросами художественной формы, пластикой, игрой света и техническим совершенством. Эмоция тоже становится частью формы.
Таким образом, очень честный, на первый взгляд, автопортрет оказывается воплощением эстетических идеалов фотографа. Используя себя как модель, Андреев экспериментирует с техникой и построением композиции для достижения результата, который соответствовал бы его внутренним устремлениям. Глаз Николая Платоновича на снимке становится центром композиции. Четкий и глянцевый, как стеклянный шар, на фоне пикториальной размытости портрета, он оказывается главным элементом не только этой работы, но и всего наследия Андреева, ведь глаз фотографа – основа его творчества.