Андреев Николай (1882-1947)
Автопортрет
1939
Размер - 34,1 x 25,5
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-1019
К жанру портрета Николай Платонович Андреев обратился впервые в 1901 году, после открытия в родном городе Серпухове авторского фотографического ателье. Именно там начался его путь в профессии. С портретами Андреева тех лет для большинства жителей города связана визуальная история их семей. В этих лицах – лик эпохи, созданный чутким и неравнодушным фотографом. Художник четко разделял коммерческую фотографию и художественную – эти работы он не продавал никогда. Однако систематические упражнения в портретной съемке тех лет научили его тоньше подмечать детали и развили художественный вкус.
В портретной съемке фотограф проявил себя «не менее талантливым, чем в своих пейзажных работах». Об этом свидетельствует и созданный им на излете карьеры «Автопортрет» 1939 года. Фигура представлена в профиль, зрительного контакта нет, лицо напряжено, взгляд отстранен и направлен к левому краю снимка. Сложность подобной работы состояла в отсутствии живого общения, непосредственного взаимодействия модели и автора. Если при создании живописного автопортрета художник формирует свой образ отстраненно, наделяя его важными для саморепрезентации эмоциями, то в случае с фотографическим автопортретом он оказывается один на один с бездушной камерой.
Несмотря на то что расцвет пикториализма пришелся на рубеж XIX–XX веков, а время художественной активности Николая Андреева – на 1920–1930-е годы, художнику удалось в полной мере воплотить эту концепцию в своих произведениях. Методы работы Андреева приближали его фотографии к живописи и графике. Автопортрет строится на тонких тональных отношениях, которые в совокупности с белым фоном создают ощущение свечения бумаги. Высветленный фон образует контражур, а направленный искусственный свет понижает рельеф лица, стирая характерные черты. В результате профиль модели очерчивает жесткая линия тени, усиливающая линеарность работы. Расположение фигуры в профиль помогает фотографу акцентировать линию, очертить границы фигуры. Для фотографа важнее силуэт, нежели сама модель, она становится практически прозрачной.