Эль Лисицкий (1890-1941)
Проун
1920-1921
Размер - 13 x 9,7
Материал - бумага газетная (оборот страницы газеты «Бюллетень Коммунистического Интернационала»)
Техника - графитный карандаш, тушь, кисть, гуашь
Инвентарный номер - АРХ ГР-3548
Приобретено у С.Х. Лисицкой-Кюпперс, вдовы художника, через ДВП. 1959
Получив от Казимира Малевича задание разработать объемную концепцию супрематизма, в конце 1919 года Эль Лисицкий изобрел новую художественную систему, которая, по его замыслу, могла бы стать основой архитектуры будущего; в ней законы конструктивного построения объемной формы соединялись с идеей геометрической плоскости. Супрематизм как таковой послужил Лисицкому лишь отправной точкой в создании собственного направления. В конце лета 1920 года Лисицкому стало очевидно, что оно может претендовать на признание в качестве автономного феномена и нуждается в названии; таковым названием стало слово «проун» ‒ «Проект утверждения нового». О проунах Эль Лисицкий писал: «Я назвал их “проун”, чтобы не искали в них картины. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи». Понятие проекта наделяло проуны значением основы будущего миростроительства: «Проун начинает свои установки на поверхности, переходит к пространственным модельным сооружениям, и идет дальше к построению всех форм жизни. <…> через проуны мы выйдем к сооружению <…> единого мирового города жизни людей земного шара».
Сами проуны уже некоторое время явственно демонстрировали измену супрематизму: Лисицкий разрабатывал принципиально новую пластическую концепцию взаимоотношений объекта с пространством. Композиции проунов моделировали универсальный принцип «взятия формой пространства» – установления порядка, организованности и динамического напряжения взамен хаоса и пустоты космоса.
Публикуемый «Проун» еще опирается на супрематизм Малевича, используя формы и пластические мотивы супрематизма (в частности, овал, перечеркнутый крестом), но трактует плоскость как поверхность, лишая ее функции геометрической фигуры. Вертикальные построения – «колонны» на черной плоскости – вводят в композицию элемент архитектурно-пространственного решения.

другие работы автора