Андреев Николай (1882-1947)
Насосная станция в Икше
1937
Размер - 16,6 x 22,8
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-834
Дар С.Н. Андреева. 2019
Основным направлением фотографических экспериментов Николая Платоновича Андреева было изучение пейзажа и изображение природы. Его «вневременные» снимки получили безусловное признание у единомышленников в 1920-е годы. Для фотографа была очень важна высокая оценка профессионального сообщества, она служила стимулом для продолжения творческой деятельности. Однако в следующем десятилетии, когда формировался так называемый советский стиль во всех областях изобразительного искусства, позиции пикториалистов сильно пошатнулись, и они были вынуждены адаптироваться к сложившейся ситуации, часто изменяя своим прежним принципам.
4–9 августа 1937 года Андреев отправился в «творческую экскурсию» на пароходе «Алексей Стаханов» по недавно открытому каналу Москва – Волга. Группа фотографов снимала архитектуру, водохранилища и пристани на протяжении всей водной трассы. Среди участников командировки-соревнования были как известные авторы – Аркадий Шайхет, Александр Родченко, Наум Грановский, так и простые любители. Участник экспедиции А.В. Хлебников позднее рассказывал: «Не успел „Стаханов“ остановиться, как репортеры (25 человек) горохом высыпали на берег, а мы плелись в хвосте. Репортеры успевали сделать сотню кадров, мы – два-три. Николай Платонович всегда уединялся. Он работал всегда один. Приехали в Москву, проявили. НКВД (в его ведении был канал) потребовал контрольки с каждого отснятого негатива. Репортеры взвыли. Дней через семь-восемь в редакции „Советского фото“ появляется Николай Платонович и выкладывает 14 бромомаслянных отпечатков. Репортеры, решившие думать после съемки, были заняты с контрольными отпечатками. Мы же, находя интересный объект, обходили его со всех сторон, знакомились с ним, находили интересную точку и делали один снимок без дублей. Это я говорю к тому, что этот метод дал положительные результаты. Мы работали не по закону количества».
Фотографии для журнала не сохранились. Однако Андреев сделал еще ряд отпечатков на эту тему и участвовал с ними в двух выставках. Задачей фотографа стала фиксация на пленке памятников новой советской архитектуры. На сильно ретушированных серебряно-желатиновых отпечатках вода кажется мертвой или отлитой из бетона, а небо серым и плотным. Этот кадр из собрания Третьяковской галереи представляет собой отзеркаленное изображение насосной станции в Икше, созданное для работы над бромойлем. Эта техника состоит в следующем: готовый серебряно-желатиновый отпечаток отбеливают в особом растворе и используют в качестве матрицы, на которую наносят масляную краску кистью или валиком для последующего создания оттиска (по принципу печати офорта).
Поездка стала проверкой на соответствие творчества фотографов требованиям советского фоторепортажа. Журнал «Советское фото» высоко оценил работы мастера из Серпухова: «Вместо стогов сена, березовых рощ, извилистых речек – на матовом стекле его испытанной „зеркалки“ железобетонные конструкции, массивные ворота шлюзов, башни и водосбросы. Пожалуй, можно было ждать от фотографа растерянности, неудачи? Нет. И у Н. Андреева оказалась отличная серия любовно отработанных, весьма интересных и цельных по своему замыслу снимков». Однако критик заметил, что все-таки «старые художественные традиции» важны для автора.