В годы Великой Отечественной войны Владимир Фаворский, универсальный художник, теоретик искусства и педагог, вместе со своими учениками из Московского государственного художественного института (МГХИ) был эвакуирован в Узбекистан. Здесь он создал свою знаменитую «Самаркандскую серию». Каждый ее лист представляет собой незамысловатую жанровую сценку. Но по своей образной силе и выразительности все они обретают значительность и масштаб, напоминая о довоенной работе Фаворского-монументалиста.
Самый большой лист изображает вереницу медленно и величественно шествующих верблюдов. Судя по авторскому заголовку, караванщик – узбек на ослике – и конный красноармеец живо обсуждают актуальные для военного времени темы. Но художника занимает не столько сюжетная, сколько пластическая составляющая композиции. Вся процессия уместилась внутри узкого пространства листа, развернутого по вертикали, словно свиток. Впечатлению торжественного движения длинного каравана способствует ритмичное чередование силуэтов животных и контрастные соотношения масс черного и белого. Ритмическая тема подчеркнута общим декоративным звучанием листа. Композиции соответствует особый орнамент, разработанный на основе традиционных узбекских мотивов.
Для мастера характерно философское ощущение пространства, постоянная воля к его организации. «Самаркандская серия» Фаворского стала едва ли не первым практическим опытом использования того простого и аскетичного подхода, который будет доминировать в советской гравюре в оттепельные 1960-е годы.