Шадр считал себя прежде всего скульптором-монументалистом, портретный жанр привлекал его значительно меньше. Ряд произведений был выполнен им в рамках работы над проектами памятников, например
«Портрет В.П. Ногина» или
«Портрет А.М. Горького (“Буревестник”)». Станковых бюстов в наследии скульптора немного. В письме 1928 года Шадр описал свой метод работы над портретом. Для лепки с натуры ему требовалось 15–16 сеансов позирования модели примерно по два часа. Помимо этого в процессе создания портрета он использовал маску, снятую с лица портретируемого, и фотографию.
В 1920-е годы тема человека физического труда, ставшая особенно актуальной после революции, получила в творчестве Шадра наиболее полное развитие. Он происходил из семьи плотника, в которой было 11 детей, и уже в двенадцатилетнем возрасте был отдан «в люди», испытал все тяготы наемного труда на собственном опыте. Образ отца запечатлен им в скульптуре «Труженик (надгробие отцу)» (1929, железобетон, не сохранилось), черты его облика отразились в статуе
«Сезонник» (1929, бронза). В ряду этих произведений следует рассматривать и портрет матери. Он был создан Шадром во время приезда в родные края в поисках подходящих моделей для изображений крестьянина и сеятеля на денежных купюрах по заданию Гознака. Жена скульптора Т.В. Шадр-Иванова оставила такой отзыв о матери Ивана Дмитриевича: «Это была женщина с твердым и суховатым характером труженицы. Она привыкла держать в руках всю семью, восполняя своим трудом житейскую непрактичность отца. Она была всегда суровая, неласковая: когда говорила, всегда казалось, что или учит, или отчитывает. Целыми днями она работала и праздность считала величайшим пороком. Мужа по-своему любила, но в глубине души сокрушалась, осуждала за непрактичность и склонность к мечтательности».
Шадр создал психологически яркий образ, запечатлев суровую энергию матери и ее постоянную озабоченность. Внимание скульптора сосредоточено на выразительной пластике объема головы, лаконичный силуэт передает аскетизм образа. В моделировке, выявляющей особенности лица пожилой женщины – рельеф лба, глубоко посаженные глаза, выступающие скулы и впалые щеки, – значительную роль играют глубокие светотеневые контрасты. Стилистически эта работа примыкает к серии произведений, выполненных Шадром в 1922 году для Гознака.