Шадр Иван (1887-1941)
Портрет В.И. Ленина
1924
Размер - 120 x 127 x 8
Материал - бронза
Инвентарный номер - СКС-306
Поступило из МК СССР. 1963
Шадр начал интенсивно работать над ленинской темой с 1924 года. В январе скульптор получил разрешение лепить с натуры в Колонном зале Дома союзов, где происходило прощание с телом В.И. Ленина. Шадр находился непосредственно у гроба перед постоянно движущейся вереницей людей. Он создал с натуры портрет Ленина, проработав, по его словам, 46 часов подряд. С этого момента Лениниана стала постоянной темой его творчества, облик вождя запечатлен им в памятниках, статуях, барельефе, скульптуре малых форм. В июле 1927 года был открыт памятник на Земо-Авчальской гидроэлектростанции, признанный лучшим монументальным образом Ленина, созданным в 1920-е годы. Одним из первых в ряду произведений Ленинианы был портретный барельеф 1924 года, сравнительно малоизвестная работа скульптора. Созданная после смерти В.И. Ленина правительственная комиссия стала контролировать тиражирование разных типов изображений вождя. По словам Б.Н. Терновца, комиссия рекомендовала к массовому распространению наряду с посмертным портретом и статуэткой «Ленин-вождь» и этот барельеф скульптора.
Шадр владел мастерством создания рельефа в самых разных вариантах, от плоского, почти графического, до горельефа, в котором скульптурный объем выступает из фона больше чем наполовину. В этом произведении Ленин показан в профиль – такая форма наиболее традиционна для портретных изображений в барельефе. Он запечатлен в момент выступления: рот приоткрыт, вытянутые спереди очертания торса намекают на характерный для него жест протянутой вперед руки. Он как бы стоит на возвышении и его взгляд направлен вперед и вниз на слушающую аудиторию. Для этой работы характерна живая импрессионистическая лепка. Портрет психологически точен и выразительно передает сосредоточенность оратора и стремление быть убедительным.