Гончарова Наталия (1881-1962)
Пейзаж с фигурами
Начало 1910-х
Размер - 122 x 109
Материал - бумага
Техника - гуашь
Инвентарный номер - Р-4982
Дар А.К. Ларионовой-Томилиной. 1989
Путь Гончаровой к авангарду пролегал через все типичные для будущих новаторов вехи: она последовательно прошла через стадии увлечения импрессионизмом, живописью Ван Гога, Гогена, немецким экспрессионизмом, кубизмом и футуризмом. Но, подчеркивая свою независимость от искусства Запада, русские художники обращались к национальным истокам: ориентация на народное, так называемое примитивное, искусство была одной из главных принципиальных установок молодых художников-новаторов того времени. В результате, соединив авангардные веяния с традициями русской иконы, лубка, вывески, Гончарова выработала яркий и темпераментный художественный язык.
В 1910-х годах интерес Гончаровой к примитиву пересекся с тяготением к жанровой живописи на сюжеты деревенской жизни ‒ по выражению Марины Цветаевой, «времена года в труде, времена года в радости». В этих работах в полной мере выявилась ее индивидуальная манера: чувственность живописи, пряной и полнозвучной, скульптурная отточенность пластики.
Своеобразной чертой «крестьянских» картин и графических листов Гончаровой стала повествовательность: в сценах сбора хвороста, купания лошадей, качания воды из колодца остановленный момент длящегося действия передан точно подмеченными нюансами движений и поз фигур; кажется, что люди замерли всего на мгновение. В подобной склонности к повествованию сказываются и традиции лубочных картинок, предлагающих развитие рассказа, и свойство художественного мышления Гончаровой ‒ ее стремление буквально запечатлеть увиденный сюжет.
В «Пейзаже с фигурами» позы крестьян ‒ пытающегося удержаться на дереве и протягивающего сорванную ветку другому, который тянется за ней, – необычайно выразительны. Вместе с тем скульптурная лепка, намеренное упрощение, монументальность фигур придают образам знаковость, превращая обыденную сцену в некое ритуальное действие.
Изысканность колорита, строящегося на балансе разбросанных по листу и перекликающихся друг с другом пятен оранжевого, коричневого, серого и белого сочетается с его лубочной условностью. Цвет здесь создает и поэтическую метафору ‒ образ цветущей весны: земля, покрытая осыпавшимися лепестками, словно снегом, белеет не только под цветущим деревом, но и до горизонта ‒ во всем мире.