Гобелен
Патрон шедевра
Борисов-Мусатов Виктор (1870-1905)
Гобелен
1904–1905
Размер - 15,5 x 23,5
Материал - бумага
Техника - тушь, перо
Инвентарный номер - Инв.4311
Поступило от С.Р. Поляковой. 1918
Литературно-художественный журнал «Весы» выходил в Москве в издательстве «Скорпион» с 1904 по 1909 год. Сотрудниками журнала были поэты и писатели – символисты А. Белый, Вяч. Иванов, К. Бальмонт, В. Розанов, М. Волошин, Д. Мережковский, Н. Минский, Ф. Сологуб, А. Блок, З. Гиппиус, М. Кузмин, Н. Гумилёв, С. Городецкий, В. Мейерхольд. Тексты сопровождались заставками и виньетками, исполненными современными художниками – Л. Бакстом, М. Врубелем, М. Ларионовым, П. Кузнецовым, Н. Милиоти, Н. Сапуновым, С. Судейкиным, К. Сомовым и др. Номера печатались на специально заказанной бумаге верже, ряд номеров с 1904 по 1906 год вышел в индивидуально оформленных обложках. Обложку и оформление второго номера за 1905 год исполнил В. Борисов-Мусатов. Журнал вышел также с серией виньеток, варьирующих мотивы его картин, однако не повторяя их буквально. Это графические вариации, которые не только учитывают требования полиграфии того времени – необходимость перевода цветного произведения в черно-белое, но и становятся дальнейшим развитием темы. В композиции «Гобелен» художник соединил элементы своей одноименной картины (1901) и пастели «Дама у гобелена» (1903; обе – Третьяковская галерея). На фоне угадывающейся архитектуры усадьбы Голицыных Зубриловка возникает образ его любимой музы Надежды Юрьевны Станюкович. Борисов-Мусатов помещает сцену в обрамление орнаментов, как на старинном ковре, хранящемся ныне в Саратовском музее, который послужил фоном портрету Н.Ю. Станюкович. В подвластном ему мире искусства художник восстанавливает утраченную в реальной жизни гармонию, соединяя на воображаемом гобелене идеальные формы старинной архитектуры и образ своей современницы. Недавнее прошлое соединяется с далеким, один временной слой накладывается на другой. По сути, в маленькой виньетке художник разыгрывает ту же историю, что и Веласкес в знаменитых «Пряхах» – повседневное, преломленное сквозь призму искусства, обретает статус вневременного.