Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в две доски) и десять буквиц (инициалов).
Разворот представляет совет русских князей, на котором великий князь Святослав Киевский «изронил золотое слово, со слезами смешанное» – призыв к объединению против общих врагов и укоризну Игорю, проявившему своеволие, погубившему дружину и попавшему в плен к половцам. Князья реагируют на речь Святослава по-разному: от безразличия и сомнения до желания немедленно отправляться в бой со степняками.
Для автора «Слова» этот мотив, несомненно, – важнейшая смысловая тема в повествовании. Это единственная композиция, действие которой происходит не в пейзаже, а в интерьере княжеского терема. Фризовое решение разворота напоминает о композициях древнерусских книжных миниатюр.