C середины XIX века в России возрастал интерес к отечественной художественной бронзе. Искусство теперь больше внимания уделяло не герою, а обычному человеку. Решающим фактором популярности произведения стал сюжет. Критика и публика хотели видеть «правду жизни», которая в изобразительном искусстве отображена прежде всего в произведениях бытового жанра. Вкусы и запросы времени благоприятствовали созданию работ небольшого масштаба, легко вписывавшихся в убранство жилища. Появился интерес к тиражной мелкой пластике, которая создавалась по авторским моделям известных скульпторов несколькими крупными бронзолитейными мастерскими (А. Соколова, Ф. Шопена, Н. Штанге, К. Верфеля и др.). Растущий спрос подстегивал художников и производителей к созданию всё более разнообразной продукции. Скульптура наполняла кабинеты, библиотеки, гостиные, обрастала массой мелких деталей. Большое внимание уделялось обработке материала.
Произведения камерной или кабинетной пластики (художественной бронзы) всё чаще становились экспонатами промышленных выставок. Скульпторы активно включились в процесс ее создания. Можно говорить о развитии целого направления мелкой пластики в скульптурном творчестве. Никогда, ни до, ни после второй половины XIX века, русское искусство не знало такого увлечения кабинетной скульптурой.
Первенство в этом направлении, безусловно, принадлежит Евгению Лансере, создавшему около четырехсот композиций разнообразной тематики, включающей батальную, историческую, этнографическую и др. Особенно интересны «русские сюжеты» Лансере – характерные типажи и сценки из повседневной российской жизни, которую скульптор пристально наблюдал. «Тройка с двумя седоками, ямщиком и собакой» – одна из ранних работ начинающего скульптора. Сюжет очень прост – выезд барина, отставного офицера, в деревню на зимнюю охоту. Сложная композиция тщательно собрана из самых типичных участников подобных событий. Герои сюжета – и несущиеся во всю мочь ямские лошади, и ямщик в форменной квадратной шапке, и его седоки. Ярко воплощены типажи участников традиционной зимней русской псовой охоты. Это крестьянин-охотник, барский доезжачий – помощник и распорядитель облавы и травли зверя, большая породистая собака в широком ошейнике. И, наконец, сам охотник – барин с военной выправкой, в высоких сапогах, в фуражке с кокардой и околышем, завернувшийся в тяжелую медвежью шубу. В этом вальяжном охотнике угадываются черты учителя Лансере, скульптора, знатока и любителя русской охоты Н.И. Либериха.
Такие тройки лошадей обыкновенно использовались в ямской гоньбе, то есть для государственных перевозок почты и пассажиров по почтовым трактам, соединявшим Москву и Петербург с провинциальными городами. Тройка – одна из наиболее популярных тем в русском изобразительном искусстве XIX века и лирической поэзии.