Лансере Евгений (1848-1886)
Всадник-араб
1881
Размер - 36 x 27 x 13
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.25463
Поступило из Гос. института философии и истории при I МГУ. 1933
C середины XIX века в России возрастает интерес к отечественной художественной бронзе. Искусство начинает больше внимания уделять не герою, а обычному человеку. Наблюдается стремление и у мастеров, и у публики к тиражированию понравившихся образцов. Если в предшествующую эпоху произведение было уникально, автор принимал участие в работе над ним от замысла до окончательной отделки, то теперь он передает в руки фабриканта модель в воске вместе с правами на ее тиражирование и продажу и в дальнейшей работе, за редким исключением, не участвует. Уменьшается и размер скульптурного оригинала. Вкусы и запросы времени благоприятствуют созданию работ небольшого масштаба, легко вписывающихся в убранство жилища. Успех скульптурной миниатюры или кабинетной пластики связан и с тем, что скульпторы, работающие в этом направлении, сумели очень живо отреагировать на новые веяния в искусстве. Появляется большое количество новых мотивов и сюжетов, которые отображали современную жизнь, что было очень свежо и востребовано.
Первенство в этом направлении, безусловно, принадлежит Евгению Лансере. Скульптору удалось соединить в своих миниатюрах «правду жизни» с эстетикой академизма. Они занятны, изящно вылеплены, в них масса этнографических и исторических подробностей, требующих внимательного созерцания. Камерные размеры композиций определили особенно тщательную моделировку деталей.
В каталоге выставки Е.А. Лансере и А.Л. Обера (1881) композиция имеет название «Арабский всадник» (Kroumir). Крумиры – полукочевые племена, жившие в северо-восточной части Туниса, граничащей с Алжиром. В 1881 году под предлогом оказания помощи Тунису в борьбе с воинственными крумирами и защиты своих интересов в Алжире французское правительство ввело в Тунис войска, оформив протекторат над страной. Известия о событиях в Северной Африке широко освещались в российской прессе. Очевидно, эти публикации послужили поводом для создания композиции. Изображен арабский всадник в традиционном костюме. Почувствовав опасность, он поднял ружье и придержал коня, спускающегося с крутого склона. В движении коня и всадника чувствуется сдержанная напряженность и готовность к решительным действиям.