Евгений Александрович Лансере – один из известнейших скульпторов второй половины XIX века, возглавивший новое демократическое направление в камерной бронзовой скульптуре. С появлением его произведений в бронзе, которая предназначалась для украшения интерьера, возникли новые темы, а главное – новая реалистическая трактовка образов.
Тройка – популярный мотив в русской лирической поэзии и изобразительном искусстве середины XIX века. Наиболее ярким ее певцом в скульптуре стал Лансере. Эта композиция – самая ранняя в наследии художника. Модель в воске, выполненная в 1866 году и подаренная великому князю Александру Александровичу, ныне находится в собрании Третьяковской галереи.
Сценка изобилует большим количеством подробностей и деталей. Сюжет читается с первого взгляда. Резвый бег лошадей остановлен внезапной поломкой. Налетевшее на препятствие колесо отскочило, сидящий в телеге мужик, удерживая равновесие, вцепился в борта телеги. Молодой автор достоверно показывает это состояние внезапно прервавшегося движения и его длящееся во времени развитие.
Сложно перечислить все сюжеты, которые были почерпнуты мастером из наблюдений за жизнью дорог огромной Российской империи. В его наследии есть тройки «зимние» и «летние», почтовые и крестьянские, резво несущиеся и медленно плетущиеся, запряженные в грубые крестьянские телеги и щегольские дрожки столичных модников. И это только один из пластов приложения его творческой фантазии. Считается, что Лансере создал около 400 моделей, которые составляют отдельные тематические группы: анималистическую, этнографическую, жанровую, охотничью, историческую, батальную, сказочную.
Систематического художественного образования Лансере не получил; занимался скульптурой самостоятельно, посещая мастерскую Н.И. Либериха, но с 1869 года регулярно выставлялся в Академии художеств и с большим успехом участвовал во всемирных выставках в Лондоне (1872), Вене (1873), Париже (1878). Его работы основывались на впечатлениях, полученных в многочисленных поездках по самым отдаленным окраинам Российской империи, а также во время путешествия в Алжир (1883). Удивительной точностью этнографических и исторических деталей (вплоть до одежды и вооружения всадников, породы, снаряжения и даже формы подковы у лошадей) отличалось тесно связанное с анималистикой творчество скульптора.
Лансере любил и знал лошадей, он показывал их в жизненных, подчас драматичных ситуациях, заставляя зрителя внимательно вглядываться в каждую деталь, тщательно отобранную и изображенную.