Лансере Евгений (1848-1886)
Богатырь
1885
Размер - 81 x 56 x 25,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.5308
Поступило из Румянцевского музея. 1925
В середине XIX века в России стал возрастать интерес к отечественной художественной бронзе. Связано это было с общими изменениями русской жизни, коснувшимися также искусства (освобождение крестьян, рост промышленности, приток населения в города).
До середины столетия скульптура обслуживала в основном государство, выполняя заказы, связанные с градостроительством, с воплощением гражданских идей. Теперь искусство начинает больше внимания уделять не герою, а обычному человеку. Вкусы и запросы времени благоприятствовали созданию работ небольшого масштаба, легко вписывающихся в убранство жилища.
Наблюдалось стремление и у мастеров, и у публики к тиражированию понравившихся образцов. Если в предшествующую эпоху произведение было уникально, автор принимал участие в работе над ним от замысла до окончательной отделки, то теперь он чаще передавал в руки фабриканта модель в воске вместе с правами на ее тиражирование и продажу и в дальнейшей работе, за редким исключением, не участвовал. Спрос способствовал расширению ассортимента, побуждая и художников, и производителей к созданию всё более разнообразной продукции. Скульптура наполняла кабинеты, библиотеки, гостиные. Менялся и внешний вид произведений, которые часто приобретали излишнюю декоративность, обрастали массой мелких деталей, поверхность дробилась. Большее внимание уделялось обработке материала.
Произведения камерной, или кабинетной, пластики, в том числе художественная бронза, всё чаще становились экспонатами промышленных выставок. Скульпторы активно включались в процесс ее создания. Можно говорить о развитии целого направления в скульптурном творчестве. Никогда, ни до, ни после второй половины XIX века русское искусство не знало такого увлечения кабинетной скульптурой.
Решающим фактором популярности того или иного произведения стал сюжет. Критика и публика требовали «правды жизни», прежде всего в произведениях бытового жанра. Через типаж, костюм, реалии быта, взаимодействие персонажей можно поведать историю. Для скульптуры бытописательство стало новым путем. Первенство в этом направлении, безусловно, принадлежит Евгению Лансере, создавшему более двухсот композиций. Художнику удалось соединить в своих миниатюрах «правду жизни» с эстетикой академизма. Они занятны, изящно вылеплены, в них масса этнографических и исторических подробностей. Порой сложно определить, к какому жанру принадлежат работы – анималистическому, бытовому, батальному или историческому.
Композиция «Богатырь» относится к числу наиболее популярных работ скульптора. В 1886 году она была представлена на выставке в Обществе поощрения художеств и получила многочисленные восторженные отзывы. Журнал «Нива» в статье о выставке дал подробное описание работы: «Это величавый тип древнерусского богатырского эпоса, на своем могучем тяжелом коне выезжающий на подвиг. Это один из тех богатырей, что бились с чудищами и иноверцами за родину, веру христианскую и князя. Он весь обвешан тяжелыми доспехами, закован в крепкую броню, и только сила его и сила его коня легко выносит всю тяжесть такого вооружения. Посадка богатыря, положение его коня – все подробности исполнения поражают мастерством и силой фантазии».
Одно из названий, с которым бытует это произведение, – «Илья Муромец» – указывает, что у зрителей и критики образ ассоциировался с одним из главных героев русского былинного эпоса, воплощавшим народный идеал героя-воина, народного заступника. В отличие от традиционного изображения идеального героя в момент совершения подвига скульптор представил богатыря в минуту глубокого раздумья.