C середины XIX века в России постепенно возрастает интерес к отечественной художественной бронзе. Связано это с общими глобальными изменениями русской жизни, коснувшимися, в том числе, и искусства (освобождением крестьян, ростом промышленности, притоком населения в город). До середины XIX века скульптура обслуживала в основном государство, выполняла заказы, связанные с градостроительством, с воплощением общезначимых гражданских идей. Теперь искусство начинает больше внимания уделять не герою, а обычному человеку. Заметно стремление и у мастеров, и у публики к тиражированию понравившихся образцов. Если в предшествующую эпоху произведение было уникально, то есть автор принимал участие в работе над ним от замысла до окончательной отделки, то теперь он передает в руки фабриканта модель в воске вместе с правами на ее тиражирование и продажу и в дальнейшей работе не участвует.
Уменьшается и размер скульптурного оригинала. Вкусы и запросы времени благоприятствуют созданию работ небольшого масштаба, легко вписывающихся в убранство жилища. Успех скульптурной миниатюры или кабинетной пластики, как ее принято еще называть, связан и с тем, что скульпторы сумели очень живо реагировать на изменения вкусов. Критика и публика требовали «правды жизни», а правда жизни в изобразительном искусстве связана, прежде всего, с бытовым жанром. Через типаж, костюм, реалии быта, взаимодействие персонажей можно раскрыть сюжет, можно поведать историю. Для скульптуры бытописательство стало новым языком развития.
Первенство в этом направлении, безусловно, принадлежит Евгению Лансере. Скульптору удалось соединить в своих миниатюрах «правду жизни» с эстетикой академизма, поэтому статуэтки легко вписывались в любой интерьер. В них ничто не оскорбляет глаз излишней натуралистичностью, они занятны, изящно вылеплены, в них масса этнографических и исторических подробностей, требующих внимательного созерцания.
В творческом наследии Лансере преобладают сценки из повседневной жизни народов Российской империи, зимние и летние «Тройки», но есть и небольшая группа работ исторического жанра. «Святослав» ‒ одна из самых известных в этом жанре, выполненная незадолго до смерти художника и знаменующая собой вершину его творческого мастерства.
Весь облик Святослава, его костюм, вооружение ‒ выверены по иллюстрациям в летописях и историческим находкам: шлем с полумаской, доспех, боевой топор, щит и символ княжеской власти – меч, высоко воздетый в руке и указывающий путь на Царьград. Выразителен силуэт композиции – четкий, легко читаемый, лаконичный.
Святослав I (?-972) ‒ сын князя Игоря, князь киевский. Совершал походы из Киева на Оку, Поволжье, Северный Кавказ, Балканы. Разгромил Хазарский каганат (965). В союзе с болгарами и венграми вел русско-византийскую войну 970 – 971. Убит печенегами.