Казак в степи
Патрон шедевра
Лансере Евгений (1848-1886)
Казак в степи
1870-е
Размер - 56 x 48,5 x 20,5
Материал - бронза
Инвентарный номер - СК-349
Приобретено у А.И. Козловского. 1985
C середины XIX века в России возрастает интерес к отечественной художественной бронзе. Теперь искусство начинает больше внимания уделять не герою, а обычному человеку. Наблюдается стремление и у мастеров, и у публики к тиражированию понравившихся образцов. Если в предшествующую эпоху произведение было уникально, автор принимал участие в работе над ним от замысла до окончательной отделки, то теперь он передает в руки фабриканта модель в воске вместе с правами на ее тиражирование и продажу и в дальнейшей работе не участвует. Уменьшается и размер скульптурного оригинала. Вкусы и запросы времени благоприятствуют созданию работ небольшого масштаба, легко вписывающихся в убранство жилища. Успех скульптурной миниатюры или кабинетной пластики связан также с тем, что скульпторы сумели очень живо отреагировать на новые веяния в искусстве. Критика и публика требовали «правды жизни», а правда жизни в изобразительном искусстве связана, прежде всего, с бытовым жанром. Через типаж, костюм, реалии быта, взаимодействие персонажей можно раскрыть сюжет, можно поведать историю. Для скульптуры бытописательство стало новым очень востребованным путем.
Первенство в этом направлении принадлежит Евгению Лансере. Скульптору удалось соединить в своих миниатюрах «правду жизни» с эстетикой академизма. В них ничто не оскорбляет глаз излишней натуралистичностью поскольку они занятны, изящно вылеплены, в них масса этнографических и исторических подробностей, требующих внимательного созерцания. Исследователи творчества Лансере определяют количество его произведений приблизительно около двухсот. Многие сложные многофигурные композиции бытуют как целиком, так и в отдельных самостоятельных фрагментах.
К их числу относится и «Казак в степи», который является частью большой композиции «Казаки фуражиры», созданной в 1877-1878 гг. Фигура пожилого всадника расположена в центре между двумя молодыми фуражирами. Казак, придерживая пику, курит трубку. Сюжет этой работы связан с событиями русско-турецкой войны (1877-1878). Некоторые ее эпизоды нашли отражение в творчестве скульптора – «Переход через Балканы», «Скобелев на коне» и др.
Фуражиры занимались заготовкой кормов для лошадей, носили специальные головные уборы, которые получили название «фуражки».