Фаворский Владимир (1886-1964)
Возвращение Игоря. Правая часть разворота
1950
Размер - 10 x 17
Материал - бумага
Техника - ксилография
Инвентарный номер - Инв.30605
Приобретено у автора через ДВП. 1951
Эпическая поэма «Слово о полку Игореве», оформленная («построенная») Владимиром Фаворским, – выдающийся пример монументальности и лиричности, свойственных, по мнению этого мастера, русскому искусству в целом.
Первый раз Фаворский обратился к работе над «Словом» в 1937 году. Последний вариант оформления, изданный в 1952, выдержавший затем множество переизданий и удостоенный в 1962 году Ленинской премии, стал самым популярным произведением художника.
Этот комплекс включает переплет, выполненный по рисунку Фаворского, и его гравюры на дереве: фронтиспис, титульный лист, пять иллюстраций-разворотов в тексте, один разворот полосный, один разворот-концовку, двенадцать иллюстраций на полях, концовку (все – гравюры в две доски) и десять буквиц (инициалов).
Некоторые элементы оформления и гравированные украшения к поэтическим переложениям «Слова», помещенным в конце книги, выполнены соратником Фаворского – художником Михаилом Пиковым.
Итоговый разворот книги, посвященный возвращению князя Игоря из плена и его встрече с родной стороной, становится для Фаворского поводом для серьезного разговора о «красоте и шири» русского пейзажа, об истории народа и государства.
Изображая Игоря, половца Овлура и толпу русских людей, встречающих своего князя, художник достигает ощущения ритмических связей фигур друг с другом, их взаимодействия с окружающей природой. В стройной композиции сохраняется ощущение плоскости гравируемой доски, но одновременно возникает эффект масштабной панорамы, бескрайних далей, освещенных солнцем. Тема солнечных лучей, ласкающих землю, противопоставлена, таким образом, теме затмения в начале книги. Художник подчеркивает «красоту, складность повествования, песенность». И действительно, его рассказ звучит как песня.
В создании образа времени, выражении времени как четвертого измерения пространства Фаворский видит «смысл изображения». Через пространственность открывается для него и сложная внутренняя жизнь героев «Слова».